«ПОКУПКА КОТА В МЕШКЕ ИСКЛЮЧЕНА». Как рационально воспользоваться уходом официальных дилеров с рынка
14.03.2023
«ПОКУПКА КОТА В МЕШКЕ ИСКЛЮЧЕНА». Как рационально воспользоваться уходом официальных дилеров с рынка
С официального белорусского авторынка новых легковых автомобилей пришла удручающая информация – в 2022г. он рухнул в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: в сентябре этого года продано лишь 374 автомобиля – на 90,4% меньше, чем в сентябре 2021г.
В октябре продажи чуть прибавили – 452 легковых автомобиля (на 86% меньше октября 2021г.). Спасибо Geely белорусской сборки, да и вообще всем представителям Поднебесной, увеличившим свои продажи до 62%. Еще пока живые официальные дилерские центры сократили объёмы продаж в среднем на 95% по сравнению с предыдущим годом.
Так что официальный автомобильный рынок, похоже, до лучших времен встал на паузу. Канули в Лету закупки дилеров напрямую с заводов – в период санкций и ухода с рынка большинства марок на авансцену выходят поставки по так называемому параллельному импорту, с другой логистикой и ценообразованием, и их объемы в разы превышают показатели официальных дилеров.
Новая рыночная реальность – увеличение количества компаний, готовых привезти новый (или почти новый) автомобиль из Европы или США без посредников под конкретный заказ. Причем речь зачастую идет о брендах, которых ранее не наблюдались на наших дорогах.
Одна из таких компаний – официальный представитель автомобильных лизинговых аукционов AUTOCOM, за 12 лет присутствия в белорусском автобизнесе снискавшая славу надежного партнера: команда из опытных менеджеров осуществляет поиск, покупку и доставку автомобилей из Европы и США. Прямая работа с торговыми площадками позволяет компании приобретать для клиентов первоклассные автомобили по наиболее выгодной стоимости. Сопровождение клиента присутствует на каждом этапе – от поиска авто на аукционах в США и Европе, по конкретным требованиям к марке, модели, комплектации, техническому состоянию и внешнему виду, организации приобретения, доставки в Беларусь, до разрешения всех таможенных хлопот. А оплата услуг происходит только после получения клиентом автомобиля.
Директор компании AUTOCOM Александр Морозько в интервью «НДГ» рассказал, как реализовать свою мечту о приобретении за границей брендового авто по ценам на треть ниже внутри белорусских и как его компания сопровождает клиентов на каждом этапе приобретения автомобиля.
– Одна из наиболее явных причин потребительского скепсиса насчет покупки автомобиля в США – опасения перед перспективой стать обладателям «кота в мешке», т.е. авто со «скрученным» пробегом, деформированной геометрией кузова, скрытыми повреждениями, «утопленниками» и т.д. Что ответите таким скептикам?
– Всю подробную информацию по конкретному авто мы заранее получаем с аукционов, где все экземпляры разбиты по категориям – на ходу, не на ходу, «утопленники», попавшие под акты вандализма, находится (или находилась) машина под арестом, сколь долго она выставляется на аукционе и т.д. Кстати, насчет «скрученного» пробега сразу скажу: в США и Европе такая процедура подпадает под уголовную статью как одна из разновидностей мошенничества.
Мы не идем на неоправданный риск – берем под заказ автомобили, на фото которых можно определить степень повреждения. Исключаем авто после гидроудара двигателя, иных проблем с двигателем, т.е. подбираем по принципу «сел и поехал» – авто заводится, может проехать своим ходом.
Плюс мы не заказываем авто с сильно поврежденной геометрией кузова, ремонт которого может обойтись в Беларуси в круглую сумму. Еще не подбираем машины с повреждениями на невидимых на фото элементах, например, в днище – если клиент готов рассматривать такие повреждения, то такие риски он берет на себя.
Кстати, клиенту мы предлагаем выбирать авто по фотографиям с тем специалистом, который будет непосредственно заниматься восстановлением, – он грамотно может оценить стоимость работ.
Важный момент: иногда на фото битое авто, выставленное на том же американской аукционе, выглядит крайне удручающе для неспециалиста, но в реальности, после доставки в Минск, картина вырисовывается совсем иная: битые стекла, бампера, крылья, капоты – это все легко заменяемые расходники. Более того, есть клиенты, которые целенаправленно заказывают авто с дефектами двигателя или не на ходу – они знают все нюансы и ориентируются в стоимости расходников и ремонта в наших условиях (а эти цифры не идут ни в какое сравнение с американскими).
Справка «НДГ». Наиболее востребованные автомобили из США, предлагаемые компанией AUTOCOM: «Бьюик Энкоре» (2019-20), «Форд Эскейк» (2019-20), «Форд Фьюжн» (2019), «Форд Эдж» (2019-20), «Форд Эксплорер» (2018-2019), БМВ-3, 4 (2018), БМВ-5 (2019), БМВ X5 (2019), БМВ X3 (2019), БМВ X2 (2019), БМВ X7 (2020), «Шевроле Круз» (2018), «Фольксваген Джетта» (2019) и т.д.
Битые авто, привезенные в Беларусь из США клиентам AUTOCOM, в умелых руках приобретают первозданный вид
– Насколько велика разбежка между стоимостью восстановления автомобиля и затратами на расходники, оцениваемой и предоставляемой вам аукционом, и реальными ценами, с которыми сталкивается клиент в Беларуси?
– В Штатах стоимость услуг СТО просто несоизмерима с белорусскими. Обладая информацией об оценочной стоимости ремонта авто аффилированной с аукционной площадкой СТО, могу сказать так: зачастую при тамошних ценах, например, в 15 тыс. у.е. здесь вполне можно уложиться и в 5 тыс. у.е.
Еще раз особо отмечу: никакого «кота в мешках», вся информация по стоимости восстановления авто заранее скидывается клиенту, который сам волен выбирать, где искать запчасти и восстанавливать машину. Отмечу, что обращения в официальные дилерские центры приведут к аналогичным – плюс-минус американским! – затратам. Но это, как говорится, дело вкуса…
Еще один важный момент: люди берут на себя риски в том случае, если на конкретную машину трудно найти запчасти, – речь об автомобилях, не адаптированных под рынок СНГ. На таких «американцев» расходники можно найти преимущественно на авторазборках, и в случае возникновения дефицита, цена на них поднимается.
Но это редкость – все, что есть на американском рынке, в основном представлено и у нас, и проблем с расходниками и запчастями, как правило, не возникает.
– Сколько времени потребуется на доставку автомобиля из США – сперва в порт Клайпеды, а потом наземным транспортом в Беларусь?
– Время доставки в Беларусь составляет в среднем 1,5-3 месяца. На это влияет множество факторов – оперативность выгрузки авто с аукциона, расстояние до ближайшего порта и время формирования контейнера. Следует учитывать и время простоя в порту перед погрузкой на корабль. После доставки в порт Клайпеды возможно образование очереди на разгрузку из-за большого скопления машин. Простой может составить неделю-две. Кстати, после разгрузки предоставляется лишь три дня бесплатного простоя, в течение которых автовоз должен занять свою очередь на загрузку.
– А есть ли существенные различия между покупкой авто в Штатах и Европе?
– В США автомобили, как правило, с существенно более насыщенной комплектацией, климатические условия там не так сильно, как у нас, сказываются на состоянии кузова, машины преимущественно на бензине. Весьма важно, что зачастую можно выбрать автомобиль с пробегом, скажем, в 20-30 тыс. миль и с минимальными повреждениями – его цена окажется на 30% ниже цены нашего рынка.
Для европейского рынка условия в принципе такие же: приобретение авто и официальных дилеров либо на лизинговых аукционах – это один владелец, авто обслуживалось у официального дилера. Кстати, вся история автомобиля, включая страховки и участие в ДТП, «пробивается» по европейским базам данных. К тому же, на европейских рынок мы можем направить специалиста-подборщика для более эффективного выбора машины.
А вообще с дилерами мы контактируем напрямую – обсуждаем варианты возврата НДС, проводим торг по авто, «выбиваем» все, что можем предоставить клиенту дополнительно, – внеочередное сервисное обслуживание, зимний комплект колес, рейлинги на крышу авто, шторки в багажник и т.д.
Справка «НДГ». Наиболее востребованные автомобили из Европы, предлагаемые компанией AUTOCOM (выпуск 2018-19гг.): «Ауди» А3, А4, А6, Q5, Q7, БМВ X3, Х4, Х5, БМВ 2 Active Tourer, Gran Tourer, «Ситроен» – C4 Grand Picasso, «Форд» Fiesta, Focus, Mondeo, Kuga. «Мерседес» – Е, С, «Мазда» – CX-3, 5, «Вольво» S90, V60, 90, XC60, 90. «Тойта» – С-HR, Yaris, «Пежо» – 3008, 5008, 508, 308, «Фольксваген» – Passat, Tiguan , Touran и т.д.
– Случались ли ситуации, когда сделка срывалась – например, ранее подобранное авто по каким-либо причинам не подходило клиенту и он отказывался от покупки?
– Нет, таких случаев не было: все дилеры, будь то в Штатах или Европе, заинтересованы в быстрой продаже, готовы сотрудничать, предоставляя полную информацию на авто. В единичных случаях отказа клиентов мы добиваемся выплаты им компенсаций. Определенный отпечаток накладывает общемировая ситуация, связанная с санкционной войной, когда Европа отказывается от экспортных поставок…
– Кстати, санкции – это не только отказ от экспорта авто в Россию и Беларусь, но и блокировка международных платежных систем и т.д.
– Да, а еще и блокировка аккаунтов дилеров, рост цены доставки не только по морю, но и наземным транспортом, ограничения для белорусских и российских перевозчиков. Но мы работаем по старым многолетним устойчивым контактам – что в США, что в Европе.
– Возвращаясь к теме «кота в мешке», т.е. скрытых дефектов, которые клиент не в состоянии определить по фото. Всё-таки как с этим можно бороться?
– На каждом этапе логистики (это касается и европейского рынка, где приобретаются небитые авто), происходит оформление акта приемки – от продавца к логисту, потом к перевозчику, который довозит авто до Вильнюса, где разгружается автовоз, затем – вновь акт приемки, и далее – следование в Минск, где авто принимается по финишному акту приемки.
Замечу, что, если в документах не указано какое-либо повреждение либо чего-то не достает в комплектации, либо выясняется, что была не дополучена важная информация от продавца, мы выясняем, на каком этапе это произошло. Если ситуация сложилась по вине дилера, мы вправе требовать от него возмещения.
Читайте также
Наш сотрудник свяжется с Вами при первой возможности